[серб. Михаило] (Йованович Милое; 19.08.1826, с. Соко-Баня близ г. Ниш - 5.02.1898, Белград), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк. Начальную школу окончил в Соко-Бане, учился в гимназиях в г. Заечар и г. Неготин. В 1842 г. поступил в Белградскую семинарию (богословию), к-рую окончил через 3 года. По рекомендации митр. Белградского Петра (Йовановича; впосл. епископ Горно-Карловацкий) в 1846 г. был направлен на обучение в Киев. Окончил КДС (1849), затем КДА (1853) со степенью магистра богословия за соч. «Очерк первого периода истории Сербской Церкви: От появления между сербами Христианства до св. Саввы, архиеп. Сербского (до 1222 г. от Рождества Христова)» (НБУВ ИР. Ф. 304. Д. 187; Поглед на историjу Српске цркве. Београд, 1856). По благословению митр. Петра (Йовановича) в пещерном храме прп. Феодосия Киево-Печерской лавры 29 марта 1853 г. пострижен в монашество с именем Михаил (в честь свт. Михаила, митр. Киевского); 12 апр. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) рукоположен во диакона, 16 апр.- во иерея. После окончания КДА посетил Москву, С.-Петербург, ряд др. городов и мон-рей для ознакомления с рус. Православием и монашеством, нек-рое время жил в Оптиной пустыни. В июне 1854 г. вернулся на родину и был назначен преподавателем догматического богословия и гомилетики Белградской семинарии. 11 окт. того же года назначен игуменом мон-ря Студеница, но уже 14 окт. в Белграде хиротонисан во епископа и поставлен на Шабацкую кафедру (см. Шабацко-Валевская епархия).
25 июля 1859 г. на заседании Синода иерархов Белградской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Крагуеваце М. был избран Сербским митрополитом. Этому предшествовал вынужденный уход на покой митр. Белградского Петра (Йовановича), вызванный смещением в 1858 г. с престола серб. кн. Александра Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи) и возвращением к власти кн. Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи). М. принял в управление митрополию, в которой было 4 епархии, 404 храма и 44 монастыря. Главной его целью стало улучшение положения Белградской митрополии. Он надеялся, что это произойдет благодаря изменению закона «Об устроении духовной власти» (1847), но новый закон «Об органах церковной власти православной веры» (1862) вывел церковные суды из-под власти епископа и передал их в подчинение Мин-ву просвещения и церковных дел, а также ограничил полномочия высшего клира.
Особое внимание М. уделял повышению уровня духовного образования, притом что закон, принятый в 1863 г., оставил семинарии под контролем Мин-ва просвещения. На основе рус. изданий он составлял учебники, напр. «Церковное богословие» (Црквено богословиjе или Црквенословиjе. Београд, 1860), и рецензировал переводы на серб. язык рус. учебников - «Герменевтика» (Саваитов П. И. Херменевтика. Београд, 1864), т. к. ранее преподаватели семинарий читали курсы по своим записям. Молодых людей М. направлял на обучение в Россию, ежегодно как минимум четверо юношей по его рекомендации начинали учебу в рус. духовных школах. Также он ходатайствовал о предоставлении мест серб. студентам в рус. светских вузах, а с 70-х гг. XIX в. направлял на обучение и серб. девочек, напр., в училище для южнослав. девочек при Московском во имя преподобного Алексия, человека Божия,женском монастыре, с надеждой на то, что после возвращения на родину они станут учительницами в местных школах.
М. мечтал об освобождении балканских славян от османского ига и поддерживал внешнеполитическую программу Сербии, сформулированную в 1844 г. и предполагавшую, что княжество Сербия (с 1882 Королевство Сербия) возглавит борьбу против Османской империи с целью создания впосл. единого гос-ва, в состав к-рого также войдут Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, земли Далмации и Хорватии. Для подготовки духовенства для этих земель (прежде всего Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии, а также Болгарии) по его инициативе в 1873 г. в Белградской семинарии открылось иностранное отд-ние, в первый же учебный год оно насчитывало 61 ученика. Он оказывал финансовую и иную помощь семинарии в Призрене (Косово и Метохия), открытой в 1871 г. Благодаря его поддержке в 1886 г. открылась семинария в Баня-Луке (Босния и Герцеговина). М. пытался убедить К-польскую Патриархию в необходимости рукополагать сербов во епископов епархий бывш. Печской Патриархии, расположенных в Ст. Сербии, где проживали как сторонники К-польской Патриархии, так и Болгарского Экзархата. В освобожденные от османской власти области он посылал синкеллов, напр., в 1876 г. во Вране направил архим. Фирмилиана (Дражича) с целью изучить ситуацию, поддержать местное священство, передать в храмы облачения, церковные и светские книги. Впосл. он добился назначения на Рашско-Призренскую и Скендерийскую (1896) и на Скопскую (1897) митрополии митрополитов-сербов - Дионисия (Петровича) и Фирмилиана (Дражича).
Используя добрые отношения с К-польской Патриархией и мн. болг. иерархами, М. пытался способствовать решению греко-болг. церковного конфликта - т. н. болгарской схизмы, вызванной учреждением в 1872 г. Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь). М. видел в этом конфликте столкновение панэллинистической идеи, поддержанной Королевством Греция и лишавшей К-польскую Патриархию возможности пойти на компромисс, и болг. национализма, сторонники к-рого стремились включить в состав Экзархата как можно больше территорий. Он признавал, что создание Экзархата не было каноническим, т. к. произошло по решению не Матери-Церкви, а османского султана, но при этом допускал, что К-поль мог поставить в епархиях с болг. населением митрополитов-болгар. В целом он поддерживал деятельность Экзархата, но считал, что в его состав должны войти только территория Княжества Болгария и Вост. Румелия.
М. считал, что главная роль в освобождении балканских славян должна принадлежать России. Еще во время учебы в Киеве он познакомился со мн. российскими дипломатами, общественными и церковными деятелями, представителями аристократии, с большинством из них поддерживал переписку. В многочисленных письмах он часто объяснял позиции Сербии по различным политическим вопросам, сообщал о положении в гос-ве, просил решить к.-л. вопросы или оказать помощь. Благодаря его усилиям Россия приветствовала принятие новой Конституции Сербии (1869). В 1871 г. М. сопровождал кн. Милана Обреновича в Ливадию, где тот, несмотря на дипломатический протокол, прежде встретился с российским императором, а не с османским султаном. Неск. лет М. добивался устройства в Москве Сербского подворья, торжественное освящение которого состоялось 30 нояб. 1874 г. при храме святых Кира и Иоанна на Солянке. Деятельность подворья способствовала укреплению российско-серб. отношений.
М. был членом Славянского благотворительного общества (создано в 1858 в С.-Петербурге), после начала антитур. восстания в Боснии и Герцеговине и Балканского кризиса 1875-1878 гг. активно участвовал в работе тайного Главного комитета по освобождению сербов Османской империи, был председателем Главного комитета поддержки восстания (Белград, 1875), Комитета защиты христиан в Турции, почетным членом Лиги помощи христианам Турции и председателем Красного Креста Сербии. Для работы в Международном комитете помощи беженцам из Боснии и Герцеговины (основан в 1875) он пригласил хорват. католич. епископа Йосипа Юрая Штроссмайера. М. занимался сбором средств и направлением добровольцев для участия в восстании в Боснию и Герцеговину. В 1876 г. М. ездил в С.-Петербург, чтобы добиться выделения Сербии кредита и командирования рус. офицеров для инструктирования серб. военных. После Берлинского конгресса и аннексии Боснии и Герцеговины М. пытался защитить интересы ее православных жителей и передать участникам конгресса меморандум христ. лидеров этого региона.
Благодаря дружеским отношениям М. с патриархом К-польским Иоакимом III (Деведзисом), к-рому он постоянно выражал почтение и преданность, 20 окт. 1879 г. СПЦ получила долгожданную автокефалию. Но это скорее привело к политическому укреплению Княжества Сербия, чем к повышению авторитета Церкви. Отношения М. с сербскими властями осложнились после его отказа поддержать внешнеполитический курс княжества, ориентированный на Австро-Венгрию, и изменения сербских планов относительно территории Боснии и Герцеговины. В 1881 г. был принят закон «О сборах» (таксах), вводивший выплату гос-ву пошлин за рукоположения иерархов, пострижение в монашество и другие церковные назначения. М. безуспешно просил министра просвещения и церковных дел С. Новаковича отменить этот закон. 21 сент. Архиерейский Собор отказался признать закон, т. к. он был принят с нарушением установленных процедур и противоречил канонам правосл. Церкви. Тогда представители правительства допросили всех иерархов по отдельности и затем обвинили М. в неподчинении законам и Конституции Сербии. 18 окт. 1881 г. кн. Милан Обренович издал указ об отстранении М. от управления Белградской митрополией и назначении ее временным управляющим еп. Неготинского Моисея (Вересича). Удаление М. с кафедры вызвало протесты со стороны серб. духовенства и бурную реакцию в России, но это не повлияло на серб. власти. 31 дек. 1882 г. был принят закон «Об изменениях и дополнениях в закон «О церковных властях православной веры»», к-рый позволил правительству полностью сменить всю иерархию Белградской митрополии. 20 марта 1883 г. новым митрополитом Сербским был избран архим. Феодосий (Мраович). Это произошло при участии 7 духовных и 9 светских лиц, ни один епископ на заседания выборного Собора не прибыл. Хиротонию нового митрополита по просьбе властей совершили иерархи Карловацкой митрополии. Непокорные епископы Белградской митрополии были удалены с кафедр, на кафедры поставили новых епископов, некоторые епархии указом короля в 1886 г. были упразднены.
После отстранения М. полтора года жил в предместье Белграда фактически под домашним арестом. С разрешения серб. властей 11 апр. 1883 г. он уехал в Стамбул, где К-польский патриарх Иоаким III принял его как канонического предстоятеля СПЦ. Также он посетил Св. землю, 2 месяца прожил в афонском мон-ре Хиландар и через Болгарию и Румынию летом 1884 г. прибыл в Россию. Он жил то в Киево-Печерской лавре, то на Сербском подворье в Москве, посещал С.-Петербург и другие города, где его встречали с большим почетом. Находясь фактически в изгнании, он продолжал заниматься устройством сербских студентов в российские вузы, решал некоторые церковные вопросы, во время сербо-болг. войны 1885 г. просил политиков России оказать Сербии поддержку. В 1887 г. Королевство Сербия назначило М. пенсию.
В янв. 1889 г., после отречения кор. Милана Обреновича от престола в пользу несовершеннолетнего сына Александра, в серб. обществе был сразу поднят вопрос о необходимости возвращения М. на Белградскую митрополию. По приглашению правительства в мае он триумфально вернулся в Белград. 26 мая митр. Феодосий в сопровождении еп. Жичского Никанора (Ружичича; впосл. епископ Нишский) и еп. Нишского Димитрия (Павловича; впосл. патриарх Сербский) посетил М. и передал ему дела митрополии; перед визитом они подали прошения об отставке, к-рые были удовлетворены правительством. 28 мая вышел гос. указ о возвращении М. на Белградскую митрополию.
М. принял активное участие в разработке нового закона о церковных властях, в бурное обсуждение которого были вовлечены духовенство, правительство, скупщина и все политические партии Сербии. Хотя закон «О церковных властях восточноправославной Церкви» и был принят 27 марта 1890 г. при формальном согласии митрополита, но светские власти по-прежнему управляли делами Церкви. Закон провозгласил Православие гос. религией королевства, митрополит избирался Архиерейским Собором (в составе всех епископов), но при участии гос. чиновников и с последующим утверждением избранного кандидата королем; король одобрял кандидатуру для избрания епископом, а после хиротонии издавал указ о назначении епископа на кафедру. Митрополит и епископы приравнивались к чиновникам, им выплачивалось жалование, ежегодно они должны были подавать отчеты министру просвещения, для поездки за границу им необходимо было получить разрешение короля. Также закон зафиксировал деление Белградской митрополии на 5 епархий (Белградскую, Жичскую, Нишскую, Будимскую и Тимокскую).
М. был членом Об-ва серб. словесности (1857), Об-ва освобождения африканских рабов (1862), Алтайской миссии (1866), почетным членом С.-Петербургского (1869) и Московского ун-тов (1871), Об-ва Красного Креста (1871), Об-ва христолюбивых в Афинах (1876), Сербской Королевской академии (1892). Оставил большой научный и книжный архив, писал богословские и исторические труды, составлял учебники, вел путевые дневники. Также М. занимался гимнографией и составлял службы слав. святым, напр. равноапостольным Кириллу и Мефодию, прп. Стефану Пиперскому и свт. Петру Цетинскому. Он издал сборник служб сербским святым «Сербляк» (Србљак. Београд,1861, 18702.), который дополнил службами еще 10 сербским святым (см. в ст. «Сербляк»). Похоронен в Соборной церкви в Белграде.